муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61» М. О. Криворучко за 2009 – 2010 уч. гг.
I. Общая характеристика учреждения.
Школа № 61 является муниципальным общеобразовательным учреждением, имеющим право выдавать аттестаты государственного образца о среднем (полном) общем образовании (11 лет обучения). В апреле 2009 г. школа получила очередную лицензию на образовательную деятельность (реквизиты на главной странице сайта), соответственно, имеет право на 3 образовательные программы (начальное образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование). Школа также получила лицензию на 17 дополнительных образовательных программ. Для каждого компонента структуры образования адаптивной школы полного дня разрабатывается организационное, содержательное, методическое, технологическое обеспечение. Учебно-воспитательный процесс адаптивной школы полного дня рассматривается нами как инновационный процесс, обеспечивающий каждому школьнику возможность реализовать себя как субъекта своей жизни, деятельности и общения в условиях здоровьесберегающей, психологически комфортной среды. Существенным особенностями учебно-воспитательного процесса адаптивной школы полного дня являются: 1) гибкая организация учебно-воспитательного процесса; 2) наличие индивидуально-группового расписания; 3) возможность использования всех ресурсов учебного плана для построения индивидуально - групповых образовательных программ школьников; 4) использование разнообразных форм дифференциации и вариативности образования; 5) организация службы психолого-педагогического сопровождения развития личности школьника; 6) интеграция процессов воспитания и обучения на основе осуществления единых подходов; 7) перенос акцента с обучения на воспитание, признание особой важности воспитательного процесса; 8) открытость и использование возможностей других участников образовательного региона для решения своих педагогических задач; 9) формирование творческой, психологически-комфортной атмосферы как необходимого условия для самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса; 10) использование показателя эффективности учебно-воспитательного процесса - физическое. Психическое и нравственное здоровье школьников; 11) достижение успешности работы учителя и ученика при сохранении его здоровья; 12) принятие родителя в роли не только заказчика, но и полноправного участника в управлении учебно-воспитательным процессом; 13) внедрение и реализация инновационных педагогических технологий, в том числе информационно - коммуникационных технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, технологии развития "критического мышления", игровых методов, технологии "дебаты", исследовательских методов, методов обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающих технологий, индивидуального "портфолио", разноуровневого обучения. Важной особенностью учебно-воспитательного процесса адаптивной школы полного дня является адаптация образовательного процесса к ученику и его индивидуальным особенностям через создание системы дифференцированного обучения. В планах на осень 2010 г. создание новой Программы развития школы, т.к. сроки предыдущей Программы развития подходят к концу (2007 - 2010 гг.). Необходимо отметить достижение целей и задач, поставленных в Программе развития к 2010 г. по 4-м направлениям: 1. Был изучен социальный заказ, адресуемый школе: 1) определены главные группы носителей социального заказа, адресуемого школе (родители, управление образования г. Кемерово, ВУЗы, государство и др.); 2) разработаны критерии социологического опроса; проведен социологический опрос в группах носителей социального заказа; 3) изучены обобщенные сведения о социальном заказе на образование, адресуемом школе № 61; 4) составлен план деятельности школы в соответствии с основными требованиями заказчиков. 2. Был создан орган общественно-государственного управления в школе для эффективного сопровождения учебно-воспитательного процесса Управляющий совет: 1) разработано Положение об Управляющем совете как органе общественно-государственного управления школы № 61, определены его функции и структура; 2) в школе организована система выборов в Управляющий совет; 3) разрабатывается ежегодный план деятельности Управляющего совета. 3. Была создана компетентностная среда для педагогов школы № 61: 1) систематизирована научная литература по личностно-ориентированному образованию; 2) проведен отбор критериев для диагностики уровня развития учителей как профессионалов; 3) проведена диагностика уровня владения учителями педагогическими компетентностями; 4) создана мотивационная среда для самореализации каждого учителя школы, привлечена психологическая служба для актуализации у педагогов навыков и желания к самоизменению и саморазвитию; 5) продолжена работа "Школы молодого педагога" для начинающих специалистов школы и обучающих семинаров для педагогов школы; 6) продолжена традиция проведения "Фестиваля педагогических идей" как форма практического воплощения тем самообразования педагогов школы на открытых уроках как реализации решения единой методической проблемы школы; 7) разработаны критерии составления портфолио и его структура педагогов школы № 61; 8) созданы индивидуальные портфолио педагогов школы № 61 с целью их мотивации и профессиональной самореализации. 4. Каждому школьнику создана индивидуальная траектория развития с учетом его физиологических и психических особенностей, способностей и склонностей: 1) проведен отбор критериев для диагностики уровня развития обучающихся; 2) разработана программа дошкольной подготовки детей 5 - 6 лет, поступающих в школу № 61; 3) открыты курсы дошкольной подготовки для детей 5 - 6 лет, поступающих в школу № 61; 4) регулярно проводится диагностика уровня развития обучающихся; 5) по результатам диагностики обучающиеся школы распределены на разные группы уровня развития; 6) запланирована система работы с обучающимися, способствующая развитию личности каждого школьника, исходя из его индивидуальных особенностей, склонностей и интересов; 7) создана и реализована система мониторинга развития личности каждого обучающегося в учебно-воспитательном процессе; 8) разработаны критерии составления портфолио и его структура учащихся школы № 61; 9) созданы индивидуальные портфолио учащихся школы № 61 с целью их мотивации и самореализации; 10) разработаны индивидуально-групповые учебные планы для обучающихся школы № 61 для реализации в сентябре 2010 г.
Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ 3-х ступеней общего образования:
Английский язык в школе изучается со 2-полугодия 1 класса (Введение в английский язык), по учебному плану - со 2 класса. Другие языки не изучаются. Использование современных образовательных технологий. ![]() ![]() Виды внеклассной и внеурочной деятельности. Образцы воспитания в школе задаются не извне, а формируются в совместном обсуждении жизненных ситуаций при выработке определенных правил совместной жизни педагогов и детей. Удается таким образом формировать у школьников с одной стороны умение договариваться, с другой стороны - умение подчиняться принятым правилам. Еще в 1996 г. в школе были выработаны и приняты "Правила поведения в школе для школьников". В этом же году в школе появилась традиция - День самоуправления, которая дала толчок многим инициативам детей. Они перенесли способ решения проблемных ситуаций - находить компромиссное решение в результате определения всех позиций в ситуации, выяснение мотивов поведения и выработки условий, устраивающих всех участников ситуации. При таком подходе главным являлось - дать школьникам возможность выбора и быть готовым договариваться со школьниками, подчиняться самим выработанным совместно, но возможно не всегда удобным для взрослых правилам. Фундаментальными связующими звеньями школьной жизни стали традиции и традиционные школьные праздники, которые готовятся по технологии коллективно-творческих дел, проходя обязательный цикл: планирования, реализации, анализа дела и рефлексии собственных действий. Воспитание личности школьника осуществляется через формы сотрудничества, что обеспечивает не только самоизменение конкретной личности, но и класса в целом. При этом класс выступает в роли референтной группы в системе жизнедеятельности школьника. Понимание важности сложных воспитательных процессов разворачивающихся в классном коллективе на уроках и во внеурочной деятельности определило введение в школе института наставников. По сравнению с классным руководителем наставник имеет намного больше функций, а круг решаемых им задач шире. Задачи наставника. 1) Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, создание совместно с семьей оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию способностей ребенка и их развитию. 2) Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех. 3) Вовлечение обучающихся в различные виды индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. 4) Соблюдение прав и свобод обучающегося. 5) Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; 6) Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил. Девиз работы наставника - видеть целое, нести ответственность. В школе № 61 с 1-го дня открытия функционирует Детское самоуправление (ДС) - участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива, разработано Положение о ДС. Целью ДС является воспитание инициативных управленцев, знающих, умеющих организаторов производства. ДС направлено на развитие организаторских способностей, чувства ответственности, инициативы, самостоятельности. Наличие конкретных форм ДС определяются: содержанием внеучебной деятельности воспитанников, организуемой педагогами, структурой школьного коллектива и уровнем развития организаторских способностей у педагогов. Существуют две наиболее распространенные формы ДС: 1. Классно-школьная: в классе выделяются ответственные, организующие своих товарищей на конкретном участке работы. Действия активистов координирует руководящий орган - совет дела, совет отряда и т. д. В школе из первичных коллективов избираются представители в совет школы, ученический комитет, парламент и т. д. Создаются различные секторы, отвечающие за направления работы. Высший орган - общее собрание учащихся. 2. Объединения по интересам: кружки, театры, музеи, клубы и т. д. - не могут обойтись без ДС. Также создаются органы, направляющие работу в целом, и назначаются или избираются ответственные за отдельные участки работы, проводится дежурство. Школа, как общественное государственное учреждение для подготовки детей к жизни и труду, несет на себе основную функцию по воспроизводству сложившихся на данное время в обществе отношений между людьми или их группами. Эти отношения выражаются в логике мышления, деятельности, а также коммуникации и понимании. Перед коллективом школы встала задача построить педагогический процесс так, когда учитель в совместной коммуникации с детьми формирует у них (и у себя) техники мышления: анализ, целеполагание, планирование, понимание, рефлексия и т. д., анализируя их как на учебном, так и на воспитательном материале, моделируя и употребляя их в других (возможно нестандартных) ситуациях урока или жизни. Т.е. общие фразы, такие как: "Думай", "Понимай людей", "Умей ставить реальные цели" и другие, не принесут какого-либо положительного результата в развитии ребенка, если он не будет субъектом деятельности, профессионально организуемой педагогическим коллективом. Форма ДС в нашей школе традиционна: в классе создается совет дела, есть ответственные за конкретные участки работы, в школе - Совет школы, координирующий работу в целом, ответственные за различные направления работы. Деятельностный подход позволяет избегать проблем, возникавших в разные периоды в развитии ДС: сведение воспитательной работы к учебной деятельности, или ДС, как завуалированная форма подчинения детей педагогам. Развитие способностей в процессе коллективной деятельности отвечает поставленной цели: воспитание активных организаторов. В разных школах разные формы работы. Но есть основные черты, которые обязательны для достижения положительных результатов: каждому делу - свой организатор, в общешкольных делах каждый класс знает свое место и роль, а каждый ученик - свое место и роль в классе. При чем не мнимые и фиктивные, а действительные права и обязанности, которые расширяются и усложняются с накоплением опыта. Вначале - прямое назначение педагогами ответственных за определенный участок работы. Затем - поле деятельности выбирается по желанию. И, наконец - очередность в выполнении функций организаторов. Не может быть постоянных форм ДС - они изменяются вместе с развитием коллектива. Задача педагогов: изучать состояние ДС в своей школе, видеть реальные возможности своих воспитанников и в соответствии с этим вносить изменение в структуру и содержание работы. С приходом в школу новых людей, повышением педагогического мастерства, накоплением опыта наряду с имеющемся, рождается новая форма ДС - объединения по интересам. Цель подобной деятельности - создание среды, позволяющей самореализовываться каждому ученику и формировать способность у учащихся "видеть целое". С удовольствием делается то, что интересно. Таким образом, занимаясь любимым делом, ребята учатся понимать, анализировать, планировать, коллективно обсуждать свою работу, распределять обязанности и т.д. Одним из приоритетных направлений национального проекта "Образование" является принцип демократичности, который реализуется в развитии самоуправления в школе. В классе также реализовывается этот принцип: проводятся выборы, самовыдвижение кандидатов в то или иное школьное сообщество, голосование членов классного собрания. ![]() Также обучающиеся принимают активное участие в жизни школы, которое проявляется в работе Совета школы. Совет школы - выборный орган самоуправления, в который дети самовыдвигаются и утверждаются в своём классе по своим увлечениям Вывод: особенность Детского самоуправления в школе № 61, на наш взгляд, заключается в неформальном подходе, выражающемся в следующей деятельностной схеме организации любого дела: понимание идеи - планирование - реализация - рефлексия. Целенаправленное формирование способности к рефлексии является отличительной особенностью деятельности педагогов школы № 61 по организации ДС. Педагогам школы № 61 важно, чтобы каждый ученик во внеурочное время занимался каким-либо делом, где он был бы успешен. ![]() Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Важной особенностью адаптивной школы является осуществление специально организованной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке развития учащегося в течение всего образовательного процесса. Позитивная адаптация к жизни - это процесс сознательного построения, упорядочения или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Формирование позитивной адаптации можно назвать одной из основных задач, решаемых психолого-педагогическим сопровождением развития школьника. Невозможно грамотно организовать учебно-воспитательный процесс адаптивной школы с учетом психофизических особенностей школьников, не изучая эти особенности. Создание вариативной системы образования, основанной на дифференциации и индивидуализации обучения, привело к серьезной психологизации школы. Для решения проблемы адаптации школьника необходимо, чтобы в школе работали психолог, медик, что важно для тесной связи психического и соматического здоровья человека. В основу психолого-педагогического сопровождения в школе № 61 была положена идея М. Р. Битяновой. С целью сопровождения является создание, в рамках объективно данной школьнику социально-педагогической среды, условий для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Виды деятельности, составляющие программу психолого-педагогического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). Структура психологической службы в школе: 1) система отношений родители - психолог - врач - наставник; 2) автономное пространство деятельности психолога (отдельный кабинет); 3) система взаимодействия, направленного на обеспечение индивидуального продвижения ребенка: ![]() Работа психологической службы направлена: на уточнение и разработку содержания психологической работы в школе (уроки психологии общения 1 - 11 классы, формы психологической деятельности по индивидуальному сопровождению детей, различные формы и содержание работы с родителями, педагогами и администрацией). Система психолого-педагогического сопровождения развития личности школьника в школе полного дня выстраивается на следующих принципах: Результатом психолого-педагогического сопровождения развития личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни - быть ее автором и творцом. Исходя из обозначенной выше цели, деятельность психологической службы планируется по следующим направлениям: Для осуществления учебно-воспитательного процесса в школе также работают медицинский работник, социальный педагог, уполномоченный по правам участников УВП, логопед. Организация внутришкольного контроля. Смысл ВШК, на наш взгляд, в следующем: Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля. Контроль станет эффективным только тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным. Считаем, что демократическая система внутришкольного контроля должна основываться на следующих принципах: Исходными данными для планирования мероприятий ВШК являются: Цель ВШК: дальнейшее совершенствование учебно - воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья; выявление и реализация образовательного потенциала учащихся; отслеживание динамики развития учащихся, создание при этом эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ученика. Задачи ВШК: 1) отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся; 2) разработать форму учета достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся; 3) разработать систему диагностики, отслеживающую динамику развития учащихся, изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося, фиксирующую уровень образованности на каждом этапе школьного обучения; 4) совершенствовать систему внеучебной деятельности посредством разработки совокупности программ (досуговая деятельность; традиции школы; внеучебная деятельность по предмету); 5) обеспечить психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе; 6) эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации в процессе их деятельности; 7) создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов. Эти задачи являются основными направлениями внутришкольного контроля на предстоящие пять лет.
б) для обучающихся 1-8 классов устанавливается пятидневная учебная неделя, для 9-11-х классов - шестидневная учебная неделя; в) продолжительность урока 40 минут; в 1-х классах - 35 минут; г) количество уроков в день не должно превышать в 1 - 4-х классах - 5 уроков, 5 - 11-х классах класс - 6 уроков; д) после окончания занятий Учреждение проводит работу с обучающимися в режиме продлённого (полного) дня, в котором осуществляется реализация программы развития обучающихся, проводится психологическая или медицинская диагностика, проводятся индивидуальные занятия и кружки, факультативы, секции, групповые занятия, реализуются программы дополнительных образовательных и прочих услуг. Материально-техническая база школы № 61. Школа расположена по адресу ул. Сарыгина, 40 "а", в приспособленном помещении площадью 1535,7 м2, двухэтажного кирпичного здания. Помещение предоставлено для ведения образовательной деятельности во временное безвозмездное пользование Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Кемерово. Инженерное обеспечение систем водоснабжения, канализации и отопления - централизованное. Общее искусственное освещение помещений и местное классных досок осуществляется люминесцентными лампами. Оснащение школьной мебелью в соответствии с ростовыми группами учащихся - 100 %. Последнее приобретение учебной мебели в 2009 г. Каждый учебный класс оснащен новой доской с местным освещением, соответствующим СанПинам. Санитарные узлы и наличие санитарно-технического оборудования соответствуют нормативному. Количество учебных классов - 13, компьютерный класс - 1. На 2 этаже находится холл, оборудованный для отдыха. Имеется медицинский кабинет, оснащенный необходимым медицинским оборудованием и наличием медикаментов, спортивный зал, зал хореографии, столовая. Актовый зал, химические и физические лаборатории, кабинет обслуживающего труда и мастерские отсутствуют. Предметы технологии в 5 - 7 классах преподаются в мастерских МОУ "СОШ№ 7" по договору. Лабораторные работы по физике и химии в 8 - 11 классах проводятся в КемГУ, по биологии в 5 - 9 классах - в МОУ ДОД "ЦДОД им. В Волошиной" по договору. Состояние материально-технической базы школы на 2010 - 2011 уч. гг. ![]() IT - инфраструктура. 1. Компьютерный класс, рассчитанный на 9 посадочных мест, сервер. 2. Оснащенность кабинетов административного и педагогического персонала необходимым оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий (в каждом кабинете компьютер, принтер, ксерокс, подключение к Интернет) 3. 2 мультимедийных класса (1-й и 10-й) 4. Для урока информатики в 1-м классе - 10 ноутбуков. 5. Все кабинеты школы подключены к Интернет Информационный ресурс. Каждый пользователь информационного поля имеет свою личную папку, также каждый пользователь имеет доступ к общему ресурсу школы. Накоплен и систематизирован огромный банк электронных данных (нормативно правовые документы; школьная документация; методические разработки; мониторинг качества знаний; летопись и фотоархив школы и др.) Средняя наполняемость классов. 1. 246 учащихся на 13 классов. Средняя наполняемость классов по школе - 19, 0 2. Соотношение количества ставок учителей к "прочему персоналу": учителя - 23 (20 штатных, 3 совместителя), АУП - 6 3. Количество обучающихся, приходящихся на одного учителя - 10, 7 4. Средний объем педагогической нагрузки: 15 ч (23 учителя на 352 часа)
Итогом работы МОУ "СОШ № 61" за 2009 - 2010 год явились следующие результаты. ![]() В целом по школе качественная успеваемость составила 63%. По сравнению с 2008 -200989 учебным годом наблюдается повышение качества успеваемости на 11 %. Итоги государственной ( итоговой) аттестации выпускников 9 класса. Государственная итоговая аттестация проводилась в 2009 -2010 учебном году в новой и традиционной форме в установленные сроки и в соответствии с нормативно - правовыми документами. К сдаче экзаменов допущены 21 обучающийся 9 класса. Все выпускники сдали экзамены и получили аттестаты. Лобанова Полина получила аттестат особого образца. Результаты ГИА ![]() Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса. Государственная итоговая аттестация проводилась в 2009 -2010 учебном году в форме ЕГЭ в установленные сроки и в соответствии с нормативно - правовыми документами. К сдаче экзаменов допущены 19 обучающихся 11 класса. Все выпускники сдали экзамены и получили аттестаты. МОУ "СОШ № 61" выпустила 3 человека с медалями: Домбровская Мария - золотая медаль; Мучник Екатерина, Кузнецова Дарья - серебряные медали. На государственной итоговой аттестации показали высокие результаты. Результаты ЕГЭ ![]()
Поздравляем: А также: Майя Олеговна награждена Благодарственным письмом управления образования администрации г. Кемерово. Поздравляем и желаем всем дальнейших побед!
Школа № 61 заключила договоры о сотрудничестве с различными ВУЗами для углубления предметных знаний старшеклассников, для прохождения лабораторных работ; с Детскими юношескими центрами для расширенного изучения предметного материала учащимися среднего звена, а также посещения учащимися школы разных кружков; с бассейном для дополнительных занятий физической культурой и спортом учащихся всех ступеней образования; с библиотеками для возможности расширенного поиска необходимой литературы как для изучения предметов, так и для использования дополнительной литературы при написании научных или исследовательских работ и др.
Учащиеся школы также посещают Детские музыкальные школы, Детские художественные школы, спортивную школу г. Кемерово и др.
Для софинансирования учебно-воспитательного процесса школы с апреля 2008 г. существует АНО "Центр развития школы № 61", созданная родителями как юридическое лицо, председателем которого является Кирюхина Светлана Анатольевна (мама ученицы 10-го класса Кирюхиной Евгении). Автономная некоммерческая организация "Центр развития школы № 61" решала ещё одну проблему - привлечение добровольных родительских пожертвований законным способом и не на школьный счёт. Ежегодно, на собраниях учредителей АНО в августе утверждается смета на следующий учебный год, отчетные собрания проходят в декабре и в мае. Также, в мае 2010 г. была осуществлена плановая проверка деятельности АНО "Центр развития школы № 61" Управлением юстиции г. Кемерово, результатом которой стал следующий итог: "Соответствие деятельности Автономной некоммерческой организации "Центр развития школы № 61" Уставу организации". В 2009 - 2010 гг. на добровольные родительские пожертвования очень важным приобретением стали учебники на сумму 195 000 руб. (подробный отчет по использованию средств АНО "Центра развития школы" за прошедший учебный год будет опубликован на сайте в первых числах сентября 2010 года. Помимо бюджетных источников, школа использует средства от аренды спортивного зала (Танцевальный клуб "Фиеста"), на которые для учебного процесса был приобретен еще один медиа-проектор и экран для 1-го класса. За счет субвенций школой было приобретено лицензионное обеспечение Windows на 13 компьютеров на сумму 45 000 руб. Администрация школы № 61 в который раз выражает глубокую признательность и благодарность родителям учащихся школы за постоянную финансовую поддержку. Весь летний ремонт школы сделан на средства родителей, и особенно хотелось бы поблагодарить родителей 5 "Б" и нового 1-го классов за проведенный капитальный ремонт своих кабинетов на дополнительно собранные средства и, главное, своими силами! А также, огромное спасибо выпускникам школы № 61 2010 г. и их родителям за дорогой подарок школе (2 широкоформатных монитора)!
Наши планы: |