Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
�зображения:
  • 650055, город Кемерово, ул. Сарыгина 40А
  • директор (3842) 21-37-16, заместители директора (3842) 28–96–01, вахта (3842) 21-08-00
  • info@school61.ru

Сведения

2007-2008 учебный год

Публичный отчет директора муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 61"
М. О. Криворучко за 2008 г.

     Школа - это живой организм. Но невозможно найти другую подобную организацию, которая была бы настолько социально разнообразна и многофункциональна. В общепринятом понятии школа - это "учитель", "ученик", "урок". Но если подойти к понятию "школа" профессионально, то - это, прежде всего, учебно-воспитательный процесс, который включает трех участников - учеников, родителей, учителей, направленный получение образования учащимися и развитие их личности. И образовываются в этом процессе не только дети, но и взрослые.
     В последнее время мы все чаще слышим словосочетание, связанное со школой - качество образования. Что же это такое? "Пятерки" в дневниках детей, хорошо сданные ЕГЭ, профессиональные учителя, интересные уроки или какой-то процесс? Наверное, и то, и другое. Но нам кажется, что это все-таки качественный процесс: процесс активной социализации человека, выбора им своего индивидуального жизненного пути посредством саморазвития, формирования мировоззрения и развития качеств личности.
     Качество образования в современных школах во многом определяется умелой организацией образовательного процесса в ней. Успешность ее деятельности всегда и во все исторические формации определялась социальными установками и требованиями общества к школе. Хорошая школа - это высокое качество образования. Залог хорошей школы - это активное социальное взаимодействие не только всех участников образовательного процесса, но взаимодействие школы с другими социальными институтами. А что такое в представлении участников учебно-воспитательного процесса "хорошая школа"?

Например, ученики:

  • "чтобы было понятно, интересно";
  • "чтобы замечали, что я человек, а не фамилия в журнале";
  • "чтобы не учили тому, что никому не нужно";
  • "чтобы не вмешивались в мои взаимоотношения с друзьями";
  • "чтобы были хорошие отношения с учителями";
  • "чтобы можно было самим принимать решения, касающиеся моего класса или школы";
  • "чтобы вкусно кормили, классы убирали не дети, а уборщицы";
  • "чтобы не били, не унижали, не издевались, не крали";
  • "чтобы было уютно" и мн. др.

    Что же думают родители о "хорошей школе"? Их взгляды весьма интересны, разнообразны, а порой, противоречивы:

  • "хороший и добрый учитель" или "строгий квалифицированный учитель";
  • "чистота, тишина, порядок";
  • "побольше кружков, секций, клубов";
  • "хотим "пятерки за ЕГЭ" или "не забывать в школе о здоровье детей, не перегружать их!";
  • "хотим незавышенных оценок" или "почему одни тройки?";
  • "нет несправедливых упреков и придирок к детям";
  • "как бы поменять учителя, который нам не по душе!";
  • "пусть преподают то-то, а не преподают то-то!",
  • "почему так много математики, мало права, иностранных языков?";
  • "хотим Марью Петровну вместо Анны Васильевны!";
  • "хотим знать, куда идут наши собранные на классные нужды деньги";
  • "хотим принимать участие в жизни школы" или "поменьше вызовов в школу" и др.

    И, наконец, учителя. Как выясняется, им нужно совсем мало:

  • "хорошие дети" (в это понятие входит разное: и тихие, и трудолюбивые, и усердные, и яркие личности, и порядочные и др.);
  • "побольше бы зарплаты";
  • "оснащенность УВП";
  • "комфортность";
  • "взаимоуважение".

    Таким образом, школа должна как-то совместить и реализовать все пожелания и представления о "хорошей школе".
         Сегодня современное школьное образование предполагает учет внешних и присущих собственно школе обстоятельств. Коренными обстоятельствами, определяющими возможность перехода школы в новое качество, следует признать:

  • переход не а словах, а на деле к широкой практике привлечения всего коллектива и всего социума к управлению и участию в делах школы или реализация на практике идеи общественно-государственного управления;
  • создание такой модели школы, которая отражала бы реальные возможности малого социума, педагогического коллектива, запросов родителей и учащихся;
  • обязательное соответствие всех внедряемых в образование программ комплексному ресурсному обеспечению;
  • привлечение всего социума к решению проблемы социализации детей и подростков путем создания творческих и деятельных школ полного дня, реализации программ продуктивного досуга, борьбы с криминализацией юношеского сознания;
  • привлечение к финансированию образовательного учреждения разных источников;
  • право не только государства, но и всех заинтересованных сторон формировать образовательный заказ, способствовать его реализации и контролировать ход его выполнения.

    В качестве вывода по вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что расширение общественных начал в управлении, предоставление большей самостоятельности непосредственному субъекту управления - образовательному учреждению - способствует объективному и всестороннему определению разнообразных и специфических образовательных услуг в соответствии с требованиями рыночных методов хозяйствования, адекватному реагированию на ускоренные социально-экономические и научно-технические перемены в обществе. Также необходимо отметить, что среди основных направлений реализации Федеральной программы развития образования названо дальнейшее развитие и обеспечение демократичного характера управления системой образования.
         С целью реализации принципа общественно-государственного управления образованием и социального взаимодействия в школе № 61 в мае 2008 года был создан Управляющий совет.
         Если вспомнить историю Управляющих советов, то известно, что, в Великобритании управляющие, или попечительские, советы (слово попечитель и управляющий переводится на английский одним словом governer) существуют давно. Эти советы назначают директоров государственных школ, определяют им зарплату, вообще имеют очень широкие полномочия. Хотя, конечно, многое из опыта работы английских управляющих советов для нас удивительно. Например, по словам руководителя ассоциации британских общественных управляющих, любые законопроекты, касающиеся образования, должны получить ее одобрение. Это очень мощная организация, в которую входят 200 тыс. человек и которая гораздо влиятельнее, чем, к примеру, объединение ректоров университетов.
         В России привлечение к управлению школой общественности было широко распространено до революции 1917 г. Помимо образовательных инспекторов, каким был отец В. Ульянова, контроль за работой школ осуществляли попечительские советы, имевшие весьма широкие полномочия. Общественное участие было гораздо шире, чем сейчас, - попечители имели возможность назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств.
         В 1998 году вышел Указ Президента Бориса Ельцина, утверждающий Примерное положение о попечительских советах. Поскольку положение было рамочным и ни к чему не обязывало, движение попечителей в масштабах страны так и не развернулось. Управляющие советы создавались в 90-е годы в отдельных школах, но гораздо активнее они стали развиваться в последние несколько лет.
         В настоящее время главная цель создания Управляющих советов состоит в том, что общественность должна и способна участвовать в рациональном распределении бюджетных денег и формулировать заказ на дополнительные услуги. Управляющий совет пока не может влиять на заработную плату учителей, поскольку она определяется на основе ЕТС. Но если в школе существует дополнительное внебюджетное финансирование, то здесь Управляющий совет получит и эту функцию. А вовлечение в формирование школьного бюджета не только родителей, но и учащихся позволяют полнее реализовать функции образовательного учреждения по социализации личности учащихся.
         Одной из положительных практических сторон функционирования Управляющих советов в школах мы видим влияние государственно-общественного управления на развитие учебно-воспитательного процесса школы. Следовательно, мы считаем, что успеваемость учащихся, а также эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от активного взаимодействия всех участников: учителей, родителей, учащихся. Но нельзя обойти стороной некоторую проблему, присущую в большей или меньшей степени многим школам: это неучастие родителей в образовательном процессе школы; пассивное наблюдение родителей за развитием ребенка в ОУ в позиции клиента, а не партнера.
         Исходя из проблемы, мы поставили для Управляющего совета, для школы следующую цель: обеспечение эффективного влияния Управляющего совета школы на развитие учебно-воспитательного процесса. В программе развития одна из задач управления школой звучит так: "Привлечение к управлению школой родителей, перевод родителей с позиции клиента в позицию партнера".
         Известно, что функционально-управленческая конфигурация школы состоит из 6 главных элементов, представляющих типы "действующих лиц", участвующих в процессе принятия и исполнения решений в образовательном учреждении: руководитель ОУ, администрация (заместители директора), обучающиеся, родители (законные представители обучающихся), учредители ОУ, трудовой коллектив ОУ.
         В школе № 61 в 2007 г. создана и успешно функционирует родительская организация как юридическое лицо АНО "Центр развития школы № 61", и одними из направлений деятельности ее являются содействие укреплению финансовой, материальной, информационной, учебной базы ОУ, содействие созданию необходимых условий для учебы, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания обучающихся и сотрудников ОУ и многие другие, но мы сочли недостаточными эти направления для дальнейшего развития УВП школы и создали Управляющий совет.
         В случае появления Управляющего совета, далее УС, функционально-управленческая конфигурация школы принимает следующий вид (таблица 1):

    таблица 1

    Управляющий совет
    школа родители общественность
    представитель детской организации самоуправления (ученик) председатель профкома (учитель) представитель администрации (директор) специалисты по юридическим вопросам специалисты по экономическим вопросам специалисты по вопросам медицины научный руководитель УВП школы представитель управления образования

         Таким образом, структура Управляющего совета подразумевает выделение групп с различными компетенциями (таблица 2).

    таблица 1

    Компетенции групп УС: Группы УС
    1 организация и руководство УВП школы и контроль над исполнением администрация
    2 юридическая помощь образовательному учреждению родители
    3 экономические расчеты привлеченных на нужды школы внебюджетных средств родители
    4 помощь в эффективном здоровьесберегающем сопровождении обучающихся школы медицинский работник
    5 методическая поддержка учебно-воспитательного процесса школы кооптированный член (науч. руководитель)
    6 научное руководство программой развития школы кооптированный член (науч. руководитель)
    7 защита прав работников ОУ Профсоюз. комитет
    8 согласование образовательных программ педагоги
    9 повышение квалификации учителей; выдвижение учителей на региональные и федеральные конкурсы педагоги, профсоюз. комитет, родители
    10 создание инвестиционных проектов родители
    11 лоббирование интересов школы в органах власти родители

         Администрация выполняет организацию и руководство УВП школы и контроль над исполнением. Родители могут оказать юридическую помощь образовательному учреждению и выполнить экономические расчеты привлеченных на нужды школы внебюджетных средств. Медицинский работник компетентен в здоровьесберегающем сопровождении обучающихся школы. Научный руководитель как кооптированный член может оказать методическую поддержку учебно-воспитательного процесса школы и осуществлять научное руководство программой развития школы. Компетенцией профсоюза школы является защита прав работников ОУ. Пед.коллективу принадлежит компетенция согласования образовательных программ.
         Компетенцией и пед.коллектива, и профсоюза, и родителей может стать повышение квалификации учителей, выдвижение их на региональные и федеральные конкурсы. И, конечно же, родители могут активно участвовать в создании инвестиционных проектов и лоббировать интересы школы в органах власти.
         Принципами деятельности УС по управлению школой как адаптивной системой мы считаем гуманность, открытость, демократичность, гибкость, гласность, конструктивное взаимодействие и сотрудничество, принцип адаптивного управления, оптимального сочетания управления и самоуправления, мотивации и стимулирования, здоровьесберегающего управления.

         Можно представить формы деятельности УС, способные повлиять на развитие УВП школы и повышение качества образования:

  • 1 раз в четверть, по необходимости и чаще, мы поводим собрания УС, на которых обозначаются проблемы, находятся пути их решения;
  • члены УС, по необходимости консультируют как администрацию школы, так и педагогов в разных областях: юридической, экономической, методической и др.;
  • все уроки школы открыты как для всех педагогов школы, так и для всех родителей;
  • в школе существуют традиционные мероприятия, которые подразумевают активное участие родителей в них;
  • на родительских собраниях члены УС как выступают с решениями УС, так и принимают проблемы от родителей для дальнейшего их рассмотрения и решения на собрании УС;
  • одной важнейших форм деятельности УС является изучение запроса на образовательные услуги.

         В качестве результатов такого влияния УС на образовательный процесс, можно отметить:
    1) доверие школе (отношение родителей к школе ежегодно отслеживается анкетированием);
    2) осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку через систему дополнительного образования в школе;
    3) через институт наставничества мы создаем индивидуальные портфолио (ведение мониторинга развития способностей) на каждого ребенка, что позволяет мотивировать детей к учебе и позволяет самореализовываться каждому ученику.
    4) через конкурс вакансий и систему финансирования мы можем отбирать педагогов и приглашать преподавателей из ВУЗов;
    5) с помощью родителей мы имели возможность отправлять на обучение в Москву для повышения квалификации (3 педагога прошли обучение в Московском Открытом институте развивающего обучения по освоению системы РО Эльконина-Давыдова);
    6) нельзя не отметить повышение качества образования:

  • в 2008 г. 45% выпускников написали ЕГЭ по русскому языку на "5", средний балл составил 4, 27; по биологии и химии - 4,00, несколько хуже учащиеся написали ЕГЭ по математике и географии (3, 18);
  • при количественной успеваемости 100% мы имеем качественную за 60%;
  • на данный момент в школе 33 губернаторских стипендиата, что составляет 14%;
  • в школе открыты пропедевтические курсы (по запросу родителей) "Дошколенок", что позволяет готовить детей к 1 классу и отбирать состав будущего 1 класса;
  • в этом году в районной олимпиаде школьников у нас 5 призовых мест (на 234 учащихся), в прошлом году у нас было 4 победы на НПК "Интеллектуал" и "Юниор", и ученица Домбровская Маша представляла г. Кемерово в России (г. Ярославль);
  • выпускники 100%-но поступают в ВУЗы города;
  • родители активно участвуют в мероприятиях школы.

         Хотелось бы привести слова Натальи Андреевны Заруба, одного из авторов модели адаптивной школы полного дня, которая выделила закономерность управления школой такого типа: "актуализация потенциала возможностей развития каждого компонента (участников учебно-воспитательного процесса) и их рост обеспечиваются открытым взаимодействием с другими компонентами (участниками учебно-воспитательного процесса) на всех этапах совместной деятельности".
         Необходимо также рассказать о том, что за 2008 г. в школе № 61 существенно развивалась материальная база как за счет субвенций, так и за счет внебюджетных средств. Доходы школы состоят из субвенций, внебюджетных средств АНО "Центр развития школы № 61" (благотворительные пожертвования родителей), арендных средств.
         За счет субвенций в каждый класс приобретена ученическая регулируемая мебель, новые учебные доски с местным освещением, рабочее место учителей оснащено также новой мебелью. Новая мебель теперь и в кабинете завучей. С помощью субвенций школа приобрела:

  • 5 новых компьютеров
  • 2 принтера
  • усилитель и микрофоны
  • микшерский пульт
  • наглядные пособия
  • ламинатор
  • ксерокс
  • спорт.товары
  • фотоаппарат

         В школе № 61 есть арендуемые помещения (гараж, спортивный зал). Аренда также приносит доход школе: приобретены слайдопроектор и экран, 1 компьютер.
         Еще в 2007 г. за счет спонсорских средств танцевального клуба "Фиеста" в спортивном зале был проведен капитальный ремонт пола: теперь в спорт.зале дубовый ламинат. В течение 2007 - 2008 гг. за счет родительских средств была заменена кровля. В классах и рекреациях постелен новый линолеум, стены на лестничных пролетах выложены новой керамической плиткой.
         Также за счет родительских пожертвований в школе приобретено:

  • жалюзи в 10 кабинетах
  • диваны в учительской, рекреации и холле
  • светомузыка
  • 80 светильников в спорт.зал
  • посуда в столовую
  • холодильник бытовой
  • мебель в столовую
  • метод.литература
  • стенды по БЖ
  • комплект ученической мебели на 24 человека
  • индивидуальные кабинки для детей в 8 классах
  • тепловая завеса
  • оснащен медицинский кабинет

         За счет родительских средств теперь во всех классах только бутилированная питьевая вода. Из этих же средств созданы и функционируют несколько фондов школы: стимулирующий и премиальный для учителей, стипендиальный для учащихся (награды за победы в НПК, олимпиадах, за отличную и хорошую учебу). И это, конечно, не вся перечисленная помощь родителей, а впереди нас ждут большие перспективные планы.
         От имени администрации школы хочется публично поблагодарить всех родителей школы № 61, помогающих школе и своим учителям, создающим комфортные условия для своих детей, активно участвующих в образовательном процессе школы.